Новости тонкого мира
Человеческие возможности - В Улан-Баторе найдено нетленное тело буддийского учителя В январе 2015 года, в столице Монголии было обнаружено нетленное тело неизвестного буддийского учите...
Загадки живой природы - Неведомое чудовище из мирового океана Неведомое доселе чудовище было поднято из самого глубокого места в мировом океане. В Марианской впад...
Битва за Новый Мир - Первый в Москве буддийский храм построят на Поклонной горе На Поклонной горе в Парке Победы 10 октября состоялось освящение участка земли, где будет построен п...
Человеческие возможности - Хождение по огню В 1901 году профессору Смитсоновского института С.П. Лангли посчастливилось лично наблюдать, как ...
Человеческие возможности - Передача мыслей на расстоянии Профессор Гарвардского университета Джозеф Райн произвел свыше ста тысяч опытов. Ему содействовал...
День в истории
1503-12-14 Родился Мишель Ностердамус

Его называют "Король предсказаний". Катастрофы, бедствия, конец света ассоциируются с его именем - Нострадамус. В наши дни мы находимся у черты, когда его предсказания подходят к концу, и можно увидеть, каким он был предсказателем. Он предвидел такие события, как Французская революция, катастрофу взрыва космического корабля ("Челленджер"), войну в Персидском заливе и многое другое за сотни лет до того, как оно произошло.

...
ПОДРОБНЕЕ
Библиотека

Новые поступления


Раздел: Классическая литература
Автор: Радищев Александр Николаевич
Название: Путешествие из Питербурга в Москву
Раздел: Классическая литература
Автор: де Костер Шарль
Название: Легенда об Уленшпигеле
Раздел: Медицина. Здоровье
Автор: Востоков Виктор
Название: Славяно-Тибетская медицина
Раздел: Медицина. Здоровье
Автор: Востоков Виктор
Название: Секреты целителей Востока
Раздел: Наука. Учебная литература. Техника
Автор: Центр политических и социологических исследований БГУ
Название: Актуальные проблемы современного белорусского общества (2005-2010 гг.)
:: Умер Анатоль Франс  Портал для тех, кто решил жить по другому  Портал для тех, кто решил жить по другому

1924-10-12 - Умер Анатоль Франс

Французский писатель, член Французской академии с 1896 г., «классик из классиков» (А. Моруа), писатель «самый французский, самый парижский, самый утонченный» (М. Кашен). Франс одним из первых ввёл в роман игру мысли, превратил мысль в предмет художественного исследования. Франс стоит у истоков философского интеллектуального романа XX в. Отличительной особенностью франсовской стилистики является введение в реалистическую художественную систему стихии гротеска и фантастики.

Художественное творчество Франса отличается необычайной культурной насыщенностью. Франс - эрудит, часто прибегающий к культурным аллюзиям и реминисценциям. Ж. Леметр писал о Франсе: «Ум этого просвещённейшего литератора, весьма искусного и изощрённого, впитал всю интеллектуальную работу нашего века; я не знаю другого писателя, который отражал бы реальность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предшествовавших впечатлений и размышлений».

Франс соединил в себе интеллектуала-эрудита и созерцателя-импрессиониста. Мощная философско-моралистическая и рационалистическая традиция в творчестве Франса соединяется с культурой импрессионистического видения и письма.

Крупнейший писатель-реалист, Франс рассматривает общественные явления в их перспективе и диалектическом развитии. Художественное мышление его отличается масштабностью и глубиной проникновения в сущность происходящего. В 1921 г. Франс был удостоен Нобелевской премии. Как отмечалось в решении Нобелевского комитета, премия присуждалась «за блестящие литературные достижения, отмеченные благородством и строгостью стиля, восприимчивостью человека большой души, пленительной ясностью и истинно французским темпераментом».

Франс родился в семье книготорговца в Париже. Детство будущего писателя прошло в книжной лавке отца, где царил культ книги. Посетителями лавки его отца на набережной Малакэ были известные критики и писатели (в том числе братья Гонкуры). Окончив коллеж Св. Станислава в 1862 г., получив солидное гуманитарное образование и степень бакалавра (1864), Франс начал литературную деятельность. Он сотрудничает в различных изданиях, пишет библиографические заметки, статьи в справочники и энциклопедии, рецензии на книги, предисловия. В 1867 г. опубликованы первые литературные произведения Франса - несколько стихотворений, в которых поэт заявляет о своих республиканских симпатиях. В 1868 г. вышел в свет историко-литературный очерк Франса об Альфреде де Виньи, в котором заметно влияние концепции «трех факторов» И. Тэна. Творчество А. де Виньи трактуется как выражение конфликта мысли и действия в сознании поэта.

События Парижской коммуны не вызвали сочувственного отклика у Франса: в дни Коммуны он покидает Париж и едет в Версаль. В 1876 г. Франс получил должность библиотекаря в библиотеке Сената. В это время он знакомится с Ш. Леконтом де Лилем, сближается с парнасцами, сотрудничает в поэтическом альманахе «Современный Парнас».

Первый поэтический сборник Франса «Золотые поэмы» (1873) свидетельствует об усвоении Франсом канонов парнасской эстетики. Описательность, стремление к объективности, некоторая статичность образа в сочетании с его колористической и пластической выразительностью - таковы основные особенности поэзии Франса Главная мысль сборника - в природе и в жизни происходит непрерывная борьба - сформировалась отчасти под влиянием учения Ч. Дарвина, которым Франс увлекался в молодости.

В драматической поэме «Коринфская свадьба» (1876) рассказывается о трагической любви молодого пастуха Гиппия к юной Дафне. Герои поэмы становятся жертвами христианской догмы и религиозной нетерпимости. В поэме заметно влияние на Франса работ Э. Ренана. В повестях «Иокаста» и «Тощий кот» (обе 1879) Франс впервые обращается к современному материалу, рисует нравы и характеры современников.

Литературную известность Франсу принес роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881). Академик Сильвестр Боннар посвящает свою жизнь поискам древних рукописей, живет в привычном и уютном мире мысли, своих научных занятий и книг. Но в искусственный мир, ограниченный кабинетом и библиотекой, время от времени врывается дыхание живой жизни, будь то книгоноша г-н Кокоз с его «историями»; молодая незнакомая женщина с ребенком, которой Боннар посылает на Рождество полено, чтобы она могла встретить праздник в тепле, или Жанна-Александр, внучка некогда любимой Боннаром женщины, попавшая в руки мошенников. Пытаясь вырвать сироту из унизительной ситуации, в которую она попала, Боннар совершает поступок, который по тогдашним законам расценивался как преступление: он похищает девушку из пансиона г-жи Префер и выдает её замуж за одного из своих учеников.

В «Преступлении Сильвестра Боннара» Франс разрабатывает принципы нового типа романа. В центре романа - герой-интеллектуал, «идеолог», чутко реагирующий на всё происходящее вокруг и делающий из незначительных, казалось бы, фактов, событий и наблюдений важные выводы. Сюжет романа разворачивается как «эксперимент» над идеей. Автор как бы проверяет исходный тезис своего героя: «...Тратить дни свои на старые тексты - это ещё не жизнь». Конфликт романа приобретает философский характер: сталкиваются не характеры, но различные взгляды на смысл жизни и назначение человека. Подчеркивая недостаточность, неполноценность жизни Боннара, оторванной от мира действия, сосредоточенной на культурных ценностях, Франс вместе с тем показывает и другую крайность: деятельных, но бездуховных г-жу Префер и мэтра Муша.

Перенесение центра тяжести в романе с интриги на развитие мысли героя, его внутреннего мира обусловило известную самостоятельность двух частей романа: «Полено» и «Жанна-Александр». Первые читатели и критики романа упрекали Франса в рыхлости композиции. Однако обе части объединены образом главного героя и общностью поставленных в них проблем. Франс рассматривает в романе вопрос о соотношении мысли и действия, мира культуры и объективной реальности. В финале романа писатель приходит к мысли о необходимости синтеза этих двух сфер. Преступление Боннара, с точки зрения автора, не в том, в чём его видят общество и закон. Сам Боннар называет себя преступником, когда он, отдав Жанне-Александр в приданое свою библиотеку, не может удержаться от того, чтобы не унести из нее несколько наиболее дорогих для него книг. Боннар не может обрести единство мысли и действия. Мир мысли и культуры оказывается для него всё-таки более реальным, чем мир действия. Но, становясь самодовлеющим, мир этот может убить живую жизнь, подобно тому, как сказки, рассказываемые Боннаром своему болезненному и чувствительному внуку, окончательно надламывают его слабую природу и приближают смерть мальчика.

В «Преступлении Сильвестра Боннара» отчетливо проявилось своеобразие писательской манеры Франс: его ирония, юмор, скептицизм, мастерство ёмкой фразы и точного слова.

Роман «Таис» (1890) развивает найдённое писателем в предыдущем романе. Франс размышляет над относительностью всякого знания и любой духовной позиции. Беря в качестве исходного традиционный житийный сюжет (превращение грешника в праведника), Франс дает его зеркальное преломление. История обращения куртизанки Таис в христианство сменяется рассказом о прозрении аскета и фанатика христианской веры Пафнутия после смерти Таис, которую, как оказалось, он страстно любил, т. е. Пафнутий в своем духовном развитии проделывает путь, противоположный тому, который прошла Таис. Он из праведника превращается в грешника, отвергающего христианскую догму и утверждающего ценность земной жизни и её радостей. Сопоставляя два мироощущения (христианство и язычество), Франс не отдает предпочтения ни одному из них. Основная мысль романа - всякая истина относительна, а любая нетерпимость предосудительна. «Я посоветовал сомневаться. По-моему, нет ничего лучше философского сомнения», - писал Франс о своем романе.

В «Таис» традиции философской прозы XVIII в. соединяются с необычайной пластичностью и живописностью парнасского образа, с импрессионистичностью описаний, с использованием символа.

Значительную часть творческого наследия Франса составляют его литературно-критические статьи, эссе, литературные портреты. Статьи, опубликованные Франсом в газете "Le Temps" («Время») в 1886-1893 гг., были затем собраны им в четырехтомник «Литературная жизнь» (1 т. - 1888, 2 т. - 1890, 3 т. - 1891, 4 т. - 1892). Литературная критика Франса импрессионистична. Писатель не пытается в своих статьях и этюдах дать объективный анализ произведений, но прежде всего описывает свое субъективное восприятие их. Отсюда тяготение к жанру эссе, литературно-критического фрагмента, небольшой статьи. «Признаюсь, я бесконечно люблю всё, что не закончено, и думаю, что только фрагменты, осколки вызывают у людей с утончённым вкусом представление о совершенстве», - писал Франс.

Романы «Харчевня королевы Гусиные лапы» (1892) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) объединены образом Жерома Куаньяра, библиотекаря и ученого, выше всего ценящего свободу мысли. Во втором романе герой излагает свои взгляды, выступает с критикой окружающей его действительности в ходе бесед со своим учеником Жаком Турнеброшем. Сюжетное развитие в романе ослаблено. Повествование строится как серия диалогов, фрагментов. В обоих романах можно увидеть влияние традиции философских повестей Вольтера.

В психологическом романе «Красная лилия» (1894) большое место занимает любовная фабула: это - рассказ о любви скульптора Дешартра и светской красавицы Терезы, сильное чувство которых противопоставляется нравам Третьей республики, той атмосфере делячества и корыстолюбия, которая в ней господствовала. Однако любовный сюжет «Красной лилии» осложнен многочисленными дискуссиями и беседами на философские, политические, исторические и эстетические темы.

Книга «Сад Эпикура» (1894) - собрание статей и фрагментов, опубликованных Франсом в «Тан» в 1886 - 1894 гг. Это работы, разные и по объему и содержанию, в которых затрагиваются различные вопросы философского, этического и эстетического характера. Название отсылает читателя к античности и воскрешает в памяти читателя фигуру древнегреческого философа Эпикура, видевшего цель жизни в отсутствии страданий, в безмятежности духа. Давая своей книге такое название, Франс как бы подготавливает восприятие читателя, ориентирует его на непринуждённую беседу, подобную тем, которые вёл Эпикур в своем саду с учениками. Таким образом, некоторая фрагментарность книги получает эстетическое обоснование. Но Франсу близка не только форма непринуждённой беседы, но и эпикурейская проповедь душевного покоя и гармонии. «Неведение - необходимое условие не то что счастья, а самого существования. Если б мы знали всё, мы не в состоянии были бы мириться с жизнью ни одного часа», - пишет Франс. В «Саду Эпикура» очевидно влияние на Франса классицистской прозы с её ясностью формы и афористичностью языка. Некоторые высказывания Франса по форме напоминают афоризмы Ларошфуко и Лабрюйера: «В основе всех великих страстей лежит прелесть опасности»; «Мы вносим в любовь бесконечность. Это не вина женщин»; «Любовь расцветает только среди страданий»; «Неизбежен такой момент, когда любопытство становится грехом; дьявол всегда на стороне учёных».

«Сад Эпикура» наиболее полно выразил взгляды Франса конца 80-х - начала 90-х гг. XIX в. В это время он опубликовал несколько сборников новелл: «Бальтасар» (1889), «Перламутровый ларец» (1892), «Колодезь святой Клары» (1895), «Клио» (1900). В сборниках даны реалистические зарисовки быта и общественной жизни Франции конца XIX в. Обращаясь к различным историческим эпохам (к античности в новеллах «Лета Ацилия», «Прокурор Иудеи», «Кимейский певец»; к средневековью - «Мессер Гвидо Кавальканти», «Трагедия человека»; к событиям Великой французской революции - новеллы «Рассвет», «Госпожа де Люзи», «Дарованная смерть»), Франс поднимает актуальные социальные и этические проблемы. Новеллистика его отличается изяществом и простотой стиля.

В 1896 г. Франс избран членом Французской академии.

1897 г. знаменует решительный поворот в мировоззрении и творчестве писателя. Он отходит от скептицизма и занимает активную позицию, выступает в поддержку требований Э. Золя о пересмотре дела Дрейфуса, все более активно вмешивается в политическую борьбу. К этому времени относятся увлечение социалистическими идеями, его резкие выступления против декаданса в литературе.

В творчестве Франса заметно усиливаются сатирический и гротесковый элементы. Тетралогия «Современная история» (1897 - 1901), в которую вошли романы «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901), представляет собой широкую панораму Третьей республики, сатирическое изображение современной общественной жизни. В романе показана эволюция профессора античной литературы Бержере, из робкого и скромного интеллигента превращающегося в человека действия. В начале книги, рассчитав свою служанку, Бержере размышляет о том, что всякое действие несет в себе зло и разрушение. Однако по ходу развития сюжета Франс показывает читателю, что зло заключается не в действии, что оно объективно существует в реальности, а не является эманацией сознания и воли отдельной личности. Бержере претерпевает измену жены, становится свидетелем происков аббата Гитреля, рвущегося к епископскому сану, обличителем несправедливостей, чинимых французским правосудием. Бержере совершает символическое действие, разрушая ивовый манекен. Этот поступок вернул его самому себе, придал уверенности и силы. Действие трактуется Бержере уже не как неизбежное зло, но как необходимость в этом мире, где царит несправедливость и обман.

Композиция этого романа-хроники мозаична: книга изобилует вставными новеллами, дискуссиями, внутренними монологами и беседами. Франс вводит в структуру романа публицистический пласт, широко использует прием иронического комментария.

Усиление демократических симпатий Франса отразилось в сборнике рассказов «Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов» (1904). В рассказе «Кренкебиль» показана трагическая судьба маленького человека, парижского зеленщика Жерома Кренкебиля, раздавленного полицейско-бюрократической машиной.

Вершина сатирического мастерства Франса - роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908). В романе произошел окончательный поворот от жизнеподобного изображения к условному, гротесковому, фантастическому. Рассказывая фантастическую историю случайного крещения пингвинов святым Маэлем и последующего развития их цивилизации, Франс создает аллегорическую картину европейской истории. Писатель стремится проникнуть в сущность современных общественных институтов, освободив их от флёра, окарикатурив, разломав штампы восприятия. Для этого он обращается к тому моменту истории, когда эти институты возникли. Такой исторический подход позволяет писателю увидеть нелепость, противоестественность того, что современникам представлялось естественным и само собой разумеющимся. Так, рассматривая возникновение «священного» института собственности, Франс описывает избиение одним пингвином другого из-за клочка земли. Аббат Буллок дает этой картине такой иронический комментарий: «Они заняты тем, что создают право, устанавливают собственность, утверждают основы цивилизации, устои общества и законы». Первым королем Пингвиний становится вор и мошенник Кракен, а первой святой - распутница Орброза. Таковы истоки королевской власти и религиозного культа. Франс приходит к выводу, что история есть цепь нелепых событий, абсурдных случайностей, а институты, освящённые буржуазным правом, - плод человеческого невежества и жестокости.

В романах «Боги жаждут» (1912) и «Восстание ангелов» (1914) Франс обращается к теме Великой французской революции. Писателя занимают философские и политические вопросы. Он размышляет о возможностях общественного переустройства, о перспективах революции, об оправданности революционного террора и т.д. В «Восстании ангелов» Франс разворачивает действие в двух планах - фантастическом и реальном. Сатана, некогда восставший против бога-тирана, отказывается теперь возглавить восставших ангелов, ибо не верит в возможность установления справедливой власти. Всякая власть деспотична - таков вывод, к которому приходит Франс. Изменить мир можно не насилием, но изживая страх и невежество в себе самом.

Начало первой мировой войны Франс, как и многие французские писатели и деятели культуры, встретил под знамёнами шовинизма. Но вскоре, потрясённый многочисленными человеческими жертвами, он приходит к пониманию истинной, бесчеловечной сущности войны, выступает с резким осуждением кровавой бойни.

Франс приветствовал революцию в России, подписал в 1919 г. протест французской интеллигенции против блокады России, вступил в группу «Кларте», возглавляемую А. Барбюсом. В 1920 г. он вступил во Французскую коммунистическую партию.

Последние произведения Франса - цикл его воспоминаний о детстве «Маленький Пьер» (1919) и повесть «Жизнь в цвету» (1922) - автобиографические произведения, позволяющие лучше понять формирование мировоззрения и таланта французского писателя. Творчество Франса оказало значительное влияние на Р. Мартен дю Гара, А. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др.

Произведения Франса вызвали большой интерес в России. Показательно, что роман «Остров пингвинов» был переведен на русский язык в том же году когда он появился во Франции. Высокую оценку творчеству Франса давал М. Горький, подчеркивая «мужество и духовное здоровье» франсовского таланта. Горький восхищен логикой Франса, способной «сдирать кожу с ходячих истин». А.В. Луначарский назвал Франса «писателем иронии и надежды». М. Кузмин в статье о Франсе писал: «Франс - классический и высокий образ французского гения... Франс - гений, в высшей степени естественный. Только силой таланта он свою обыкновенность делает необыкновенной, в противоположность гениям другого состава, показывающим миру их неестественность как естественность». О популярности Франса в России свидетельствует издание полного собрания сочинений писателя, осуществленное в 1928 - 1931 гг.


открыть правое меню открыть левое меню
Мысли мудрых на сегодня
Никогда деньги не должны служить главной целью в жизни. Они необходимы только для того, чтобы поддерживать физическое существование и служить совершенствованию души. Когда деньги превращаются в самоцель, то душа или раскадируется в итоге, или направляется к дьяволу. Секлитова, Стрельникова

Вся мудрость на сегодня, 2017-12-14.

Блоги пользователей

Послания Человечеству (Александр Михалькевич)

Поиск Единой Реальности (Александр Михалькевич)

Как повысить духовность? (Людмила Михалькевич)

Шарведы или славянские корни богов. (Александр Михалькевич)

Изучая Веды, познаем Бога (Людмила Михалькевич)

Притчи (Людмила Михалькевич)

Что делать, чтобы не болеть (Людмила Михалькевич)

 [1-10]  [11-20]  [21-30]  ...  [51-51]