Новости тонкого мира
Научные открытия - Искусственный интеллект сразится с Альцгеймером В 2018 году впервые автором научного открытия может стать не человек, а искусственный интеллект. ...
Послания Махатм - Рекомендации махатм Пусть каждый сделает запрос по уровню своей готовности и мы дадим ему рекомендации. Вы можете...
Человеческие возможности - Любую болезнь можно победить силой мысли Американский ученый Брюс Липтон утверждает, что экстрасенсы, медитация и гипноз могут менять рабо...
Человеческие возможности - В Улан-Баторе найдено нетленное тело буддийского учителя В январе 2015 года, в столице Монголии было обнаружено нетленное тело неизвестного буддийского учите...
Загадки живой природы - Неведомое чудовище из мирового океана Неведомое доселе чудовище было поднято из самого глубокого места в мировом океане. В Марианской впад...
День в истории
1942-08-17 Родился Муслим Магомаев

Муслим Магометович Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку, умер 25 октября 2008 года в Москве — советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), Народный артист СССР (1973).

Его биография - биография счастливчика, не ведавшего ни долгого и тернистого пути к сцене, ни провалов. Он стал известен лет в девятнадцать, а уже в 31 был удостоен звания народного артиста СССР.

Календарь событий

Библиотека

Новые поступления


Раздел: Классическая литература
Автор: Радищев Александр Николаевич
Название: Путешествие из Питербурга в Москву
Раздел: Классическая литература
Автор: де Костер Шарль
Название: Легенда об Уленшпигеле
Раздел: Медицина. Здоровье
Автор: Востоков Виктор
Название: Славяно-Тибетская медицина
Раздел: Медицина. Здоровье
Автор: Востоков Виктор
Название: Секреты целителей Востока
Раздел: Наука. Учебная литература. Техника
Автор: Центр политических и социологических исследований БГУ
Название: Актуальные проблемы современного белорусского общества (2005-2010 гг.)
:: Пирамиды  Портал для тех, кто решил жить по другому  Портал для тех, кто решил жить по другому

Автор: Михалькевич Александр Викторович

Тема: Пирамиды

Пирамиды.pdf
:: Подписаться

2010-08-20

На земле существует огромное количество пирамид, а одними только книгами по пирамидам можно было бы составить большую библиотеку.

В них, в пирамидах закодирован весь запас Знаний: сложнейшие матиматические и астрономические знания. Но, к сожалению, человечество еще не доросло для того, чтобы открыть их для себя. А существующие книги по пирамидам имеют, как правило, описательный характер. И пирамиды в них рассматриваются отдельно, независимо друг от друга.

Давайте поставим себя на место жителей древних цивилизаций. И предположим, что нам известна со стопроцентной долей вероятности дата глобальной катастрофы, которая уничтожит всю нашу цивилизацию, и избежать которой невозможно. Чтобы мы попытались сделать в первую очередь? Конечно же сохранить весь запас накопленных знаний. Но как? Книги, интернет, диски, флэшки... Все это никуда не годится, т.к. все это не долговечно и будет уничтожено. Для того, чтобы сохранить весь накопленный запас знаний, нужно создать нечто монументальное, вечное, нечто, что выстояло бы тысячи и десятки тысяч лет... Именно поэтому и возникли пирамиды.

Я считаю, что наша обязанность, как представителей пятой расы - извлечь из всех пирамид, разбросанных по всему миру этот багаж знаний. И с умом использовать его.


2010-08-20

Большая пирамида Чолулы - Мексика

Самая большая пирамида в Мире!

 

На первый взгляд Большая Пирамида похожа на травянистый холм, увенчанный церковью. Но если подняться на невосстановленную пирамиду, можно увидеть явную геометрическую схему оригинального сооружения, восходящего от основания на четыре уровня. Отсюда также открывается отличный вид на Эль-Попокатепетль, величественный снежный вулкан, отделяющий эту долину от долины Мехико.

Постройка Большой Пирамиды выполнялась в четыре стадии, начавшиеся около 2-го столетия до н.э. Пирамида была посвящена богу Кетцалькоатлю, бледнолицему, бородатому богу ветра, который также связывался с Венерой, утренней и вечерней звездой. В мифологии народов Месоамерики, он представлял силу технологии и цивилизации, неся местным жителям знание искусств, наук и сельского хозяйства.

Вид на раскопки и Пуэбла с вершины пирамиды

Священный алтарь

Первые два этапа датируются Классическим периодом; самая ранняя пирамида была построена в приблизительно то же самое время, что и пирамиды Теотиуакана (ок.100 г. до н.э.). Ей были присущи мотивы талуд-таблеро из Теотиуакана и живопись с насекомовидным орнаментом в красном, желтом и черном тонах также в Классическом стиле Теотиуакана. Явные общие черты позволили некоторым ученым заявить, что Чолула была родственным городом с Теотиуаканом.

Вторая Большая Пирамида в Чолуле была построена прямо над первой и без подражания формам Теотиуакана. Строители создали радиальную пирамиду с лестницами по всем четырем сторонам так, чтобы по любой стороне можно было подняться на вершину. Лестницы были длиной 180 метров.

После того, как тольтеки завоевали этот регион приблизительно в 1200 году, они использовали Храм Кетцалькоатля (под сегодняшней городской площадью) как свой церемониальный центр, оставляя Большую Пирамиду в качестве монументальных руин. В 1359 году королевство Уешотцинго (враги ацтеков) захватило Чолулу. Ко времени завоевания Чолулы испанцами Большая Пирамида так долго находилась в развалинах, что конкистадоры приняли ее за естественный холм.

Большая Пирамида Чолулы - наибольшая пирамида в мире, намного больше в объеме, чем великие пирамиды Египта. С основанием 450x450 м и высотой 66 м ее суммарный объём оценивается в 4,45 млн. куб. м.

До сих пор реконструкция ограничивалась секцией западной стороны: археологи восстановили один из самых низких сегментов пирамиды. Также исследовательская работа позволила обнаружить около 9 км проходов внутри пирамиды, а также остатки платформ, жилых помещений, стен храма и внутренних двориков, лестницы и интересные фрески. Система тоннелей открыта для свободного посещения.

Среди экспонатов, извлеченных археологами в Чолуле, - 50-метровой длины разноцветная фреска, показывающая человеческие фигуры в натуральную величину. Фреску датируют Классическим периодом, ее дали название "Пьяницы" по одной из сцен распития некой жидкости. Жидкость, изображенная на фреске возможно не алкогольная, а галлюциногенная, полученная из грибов или мескала.

Некоторое представление об истинных масштабах огромного комплекса пирамиды можно получить от модели в небольшом музее перед входом.

Макет пирамиды Чолулы

Один из туннелей под пирамидой

"Феномен змеи" был обнаружен только в 1997 году: во время солнцестояний 22 марта и 22 декабря движущаяся линия, напоминающая ползущую змею, появлялась на большой храмовой пирамиде  утром и вечером. Подобной явление наблюдается на пирамиде Кукулкана в Чичен-Ице. Но в отличие от Чичен-Ицы кажется, что "змея" скользит не только вниз от вершины пирамиды, но и вверх.


2010-08-20

"Пирамида Солнца" и "Пирамида Луны" - Теотиуакан - Мексика

Теотиуакан - Центр Вселенной. Никто не знает истинного назначения пирамиды Солнца, но поскольку она расположилась вдоль оси восток-запад, пути следования солнца по небу, считалось, что она представляет собой центр Вселенной: ее четыре угла указывают на четыре основные стороны света, а вершина - центр бытия.

Меньше солнца. Пирамида Луны на одну треть меньше пирамиды Солнца. Такие несоответствия между солнечными и лунными символами наблюдаются везде. Шпиль Шартрского собора, у венчанный изображением солнца, выше шпиля, увенчанного лунным символом.

В переводе это название означает «город богов». Теотиуакан его более чем оправдывает. Крупнейший и величественнейший город-государство доколумбовой Мексики раскинулся на Мексиканском нагорье на высоте около 2285 м над уровнем моря. Почти на такой же высоте находится второй великий мегаполис Нового Света - Мачу-Пикчу в Перу. На этом сходство и заканчивается. Если обрывистые ущелья как бы зажали последний своими каменными склонами, то просторная равнина, выбранная для Теотиуакана, дала его строителям свободу действий. Город занимает площадь в 23 км2, а его крупнейшее сооружение пирамида Солнца превосходит своими размерами возведенный в то же время римский Колизей.

О Теотиуакане известно очень немного. В свое время считалось, что его построили ацтеки. Но город был покинут за 700 лет до того, как в XV веке там появились ацтеки, давшие ему это название. Истинные строители города так и остаются неизвестными, хотя для удобства их иногда называют «теотиуаканцы».

Эта местность была населена уже в 400 году до н.э. Однако расцвет Теотиуакана пришелся на период между II и VII веками н. э. Нынешний Теотиуакан - это, вероятно, развалины города, построенного в начале нашей эры. Рабочая сила набиралась из населения, составлявшего, по оценкам исследователей, 200 000 человек, что ставило Теотиуакан на шестое место в списке крупнейших городов своего времени.

В период расцвета влияние Теотиуакана распространялось по всей территории Центральной Америки. Его гончары изготавливали вазы и цилиндрические сосуды на трех ножках, все изделия были украшены лепниной и росписью. Самое большое впечатление производят суровые каменные маски, вырезанные из нефрита, базальта и жадеита. Древние мастера делали их глаза из обсидиана или раковин моллюсков. Возможно, обсидиан и был основой богатства города.

Жители Теотиуакана ездили по торговым делам по центральному Мексиканскому нагорью, а возможно, и по всей Центральной Америке. Вазы, изготовленные в городе, были обнаружены во многих захоронениях в Мексике. Однако нам не известно, распространялась ли политическая власть города за пределы его стен. Настенные росписи, открытые археологами, редко изображают батальные сцены, из чего можно предположить, что теотиуаканцы не были агрессивны.

Мастерство теотиуаканских ремесленников превосходил лишь их архитектурный гений. Город стоит на гигантской координатной сетке, основание которой главная трехкилометровая улица, Дорога мертвых (названная так ацтеками, которые по ошибке приняли платформы, выстроившиеся вдоль нее, за могильники). На его северном конце находится Сьюдадела, цитадель, огромное огороженное пространство, где возвышается храм Кетцалькоатля, бога-змеи.

Самое грациозное здание в городе, пирамида Солнца, было построено на развалинах еще более древнего сооружения. На шестиметровой глубине под его основанием находится естественная пещера, шириной 100 м. Она была священным местом еще до того, как над ней воздвигли конструкцию из 2,5 млн. т необожженных кирпичей.

Культовые здания были не единственным архитектурным чудом Теотиуакана. Благодаря проведенным в наше время раскопкам выяснилось, что все обнаруженные дворцы построены в соответствии с одними и теми же геометрическими принципами: множество залов располагаются вокруг центрального двора. Несмотря на отсутствие крыш, на стенах можно различить очертания фресок. Их красные, коричневые, синие и желтые краски до сих пор сохраняют яркость.

Никто не знает, что стало причиной гибели великого города и древней цивилизации. Остатки обуглившихся перекрытий крыш подтверждают теорию, согласно которой город был разграблен около 740 года н. э. Сегодняшний путешественник, стоя среди руин и не видя на горизонте ничего, кроме гор и неба, может с трудом представить себе, что Мехико находится всего лишь в 48 км к юго-западу от этого места.


2010-08-20

Три пирамиды Паленке - храм Солнца, храм Креста, храм лиственного Креста и пирамида Надписей - Мексика

Увеличить

На высоте около 3000 м, на плато, расположенном у восточной границы бассейна реки Рио-Усумасинта, в предгорье Сьерра-Ориентал-де-Чьяпас находятся таинственные древние развалины Паленке. В настоящее время здесь открыт го­сударственный заповедник. Часто окутанные туманом и окруженные густыми лесами, загадочные руины оглашаются лишь криками макак-ревунов. Древний город производит одно из самых сильных впечатлений на путешественников среди памятников южноамериканского континента. Лесные заросли послужили этому мистическому месту хорошей защитой. В свое время испанский конкистадор Кортес прошел рядом с Паленке и не заметил его за пышной растительностью, полностью скрывшей город.

рис.Храм Солнца, Паленке.

Первые поселенцы появились здесь в 100 г. до н. э., но пик расцвета города пришелся на период с 600 по 800 г. н. э. Комплекс состоит из двух основных частей: официальной и из поселений, окруженных полями, на которых выращива­лись различные сельскохозяйственные культуры.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Че­репов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились

под личным пат­ронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унасле­довал трон после краткосрочного правления своей мате­ри, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым при­дав монарху статус сына божьего.

рис. Скульптурный портрет Ха-нааб Пакаля в молодости. Одна из мексиканских авиакомпаний использует его в качестве эмблемы

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирами­дой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело пра­вителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожа­луй, самый известный из всех сооружений Паленке, впер­вые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м — это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. На­верх ведут 69 крутых ступеней.

рис. Храм Надписей, Паленке

За всю свою историю Паленке находился под влас­тью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновре­менно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строе­ний. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя пере­водится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Хра­ма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, оче­видно, использовалась в качестве обсерватории. Здание пред­ставляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был воз­веден Храм XIV.

рис. Дворец и башня-обсерватория, Паленке

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара ук­рашен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет опреде­ленное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

рис. Нефритовая мозаичная погребальная маска Ха-нааб Пакаля. Найдена на лице погребенного

Плита, закрывающая саркофаг Пакаля, также стала при­чиной многочисленных гипотез, некоторые из них весьма спорны. В частности, было объявлено, что вырезанные мистические над­писи представляют собой закодированные астрономические данные, которые, по мнению ученых, не были известны древним людям. Автором, пожалуй, самой известной из фан­тастичных версий стал Эрих фон Деникен. В своей книге «Колесницы богов?», опубликованной в 1968 г., он утверж­дает, что фигура, изображенная на саркофаге, «является точ­ной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвос­товой части корабля виден выброс выхлопных газов.

"В сеpедине pисунка, - пишет Деникен, - изобpажен сидящий человек, наклонившийся впеpед. На голове у него шлем, от котоpого отходят назад пpовода или шланги. Пеpед лицом pасположено устpойство, напоминающее кислоpодный аппаpат. Руки его манипулиpуют пpибоpами упpавления. Пpавой pукой он нажимает на кнопку или клавишу, а левой - сжимает pычаг (это подтверж- дается тем, что на pисунке не виден большой палец). Пятка левой ноги покоится на педали.

     Обpащает на себя внимание и то, что индеец на плите одет весьма совpеменно. На шее у него воpотник свитеpа. Рукава заканчиваются вязанными манжетами-pезинками. На талии - пpистяжной пояс безопасности с пpяжкой. Бpюки облегают ноги, как pейтузы. А ведь пpиблизительно так и одеваются совpеменные космонавты, когда они не в скафандpах".

     Описывает Деникен и устpойство самого летательного аппаpата: "Пеpед пpистегнутым к кpеслу пилота космонавтом pасположены дыхательная аппаpатуpа, пульт упpавления силовой установкой и пpибоpами связи, pычаги pучного упpавления коpаблем и пpибоpы внешнего наблюдения. Еще далее впеpеди находятся два электpомагнита, котоpые, скоpее всего, создают вокpуг головной части аппаpата магнитное поле для pассеивания космической пыли и микpометеоpитов.

     Позади космонавта - ядеpный pеактоp. Рядом с ним - схематически изобpажены ядpа атомов водоpода и гелия, а также их синтез. Наконец, из коpмовой части аппаpата исходит pеактивное пламя".

рис. изображение на плите, закрывающей саркофаг Пакаля

Позд­нее, в 1976 г., Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно ра­зобрал версии фон Деникена. В главе «Астронавт из Пален­ке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Деникен сделал свое предполо­жение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда»: при проведении полномасштаб­ного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запе­чатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, ми­ром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украше­ния, а кожа расписана орнаментом. Это истическое изображение пол­ностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

Вопрос остается открытым. Т.к. если предположить, что на плите изображен земной человек, то как он мог оказаться на корабле у пришельцев? Или, может быть, у импеpатоpа майя Пакала был собственный аппаpат для заатмосферных полетов? Но откуда?

 


2010-08-20

Пирамида Волшебника в Ушмале - Мексика

Укрытый за плотной завесой девственной зелени и окруженный звуками дикой природы, Ушмаль, руины древнего города, покрытого тайной и воспетого в легендах, буквально завораживает. Когда-то здесь процветала жизнь, короли советовались со звездами, направлявшими их в божественном руководстве, а гордые воины боролись за выдающееся место на земле.

Майяская легенда утверждает, что город Ушмаль был построен за одну ночь волшебным карликом, который вылупился из яйца, подаренного колдунье карликами из пещеры недалеко от Ушмаля. В легенде рассказывается о сказочном гонге, расположенном в соседнем лесу, который зазвенит лишь тогда, когда в него ударит настоящий правитель Ушмаля. Гонг зазвенел от удара карлика. Тогдашний правитель испугался соперника и назначил карлику три невыполнимых испытания. Одно из них было возвести за ночь гигантскую пирамиду. Карлик прошел все испытания, и стал новым правителем королевства.

Пирамида Волшебника, самая высокая (38 м) на территории комплекса, согласно археологическим свидетельствам, - результат добавления храма на храм, всего пять храмов. Структура, действительно, в некотором роде магическая часть комплекса. Ушмаль являлся главным религиозным и церемониальным центром на холмах Пуук на Юкатане во время позднего классического периода (между 7 и 10 веками нашей эры). Город строился в соотношении с положением, известных майя планет и особо почитаемой Венерой. Пирамида Волшебника сориентирована так, что ее лестница на западе находилась перед самым солнцем во время летнего солнцестояния. Подобные астрономические ориентиры обычны в майяском мире. Большинство больших городов выстроены по аналогичной схеме.

Название Ушмаль можно перевести как «три раза» («ox-mal», на языке майя) или «трижды построенный». Тщательное исследование участка доказывает, что город, скорее всего, был основан на месте более древнего поселения. Об этом говорят и различные стили построек, и остатки ранних форм цивилизации майя.

Правители Ушмаля контролировали соседние поселения, о чем свидетельствуют так называемые белые дороги майя (sacbe's), ведущие в Сайиль, Лабну, Кабах, Шлапак. Вместе с Ушмалем область известна как Рута Пуук или маршрут Пуук, от названия возвышенности Пуук. Население Ушмаля составляло приблизительно 25 000 человек, и он считался одним из крупнейших городов на Юкатане.

Раньше ученые предполагали, что Ушмаль и другие мирные города майя в области Пуук были разрушены тольтеками, когда Чичен-Ица стала их столицей. Но многие археологи и ученые подвергают сомнению эту версию, в том числе, ссылаясь на священную книгу древних майя, «Чилам Балам».

В течение долгого времени одной из главных тайн Ушмаля было то каким же образом жители воздвигли грандиозные памятники, когда поблизости не находилось никаких естественных водоемов. В Ушмале существовала сложная гидравлическая система, благодаря которой дождевая вода собиралась в водяные ямы (buk’teoob), самая большая из которых Ченчан (250 м длиной и 70-120 м шириной). Помимо десяти искусственных лагун, бук’теооб, существовали специальные хранилища (chultunes) из известняка, в которые собиралась вода для населения.

Ведь недаром большинство скульптурных изображений посвящено Чаку – богу дождя и молнии. Гигантскую маску Чака можно видеть с западной стороны Пирамиды Волшебника, она отмечает вход в «четвертый храм», рот Чака – дверь!

За Пирамидой Волшебника - четыре здания вокруг четырёхугольного двора. Испанцы, увидев впервые коллекцию построек, назвали её Женский Монастырь, потому что 74 маленькие комнаты, выходящие во внутренний двор очень напомнили им кельи монахинь в испанском женском монастыре. У каждого здания уникальный декоративный фасад и каждое находится на разном уровне. Самым старым и значительным является Северное здание, разнообразно оформленное в характерном стиле Пуук, возникшем именно в Ушмале и прилегающих городах, характеризуемом филигранными каменными украшениями, резьбой. Лучше всего сохранилось восточное, самое близкое к Пирамиде Фокусника здание с масками Чака над центральным дверным проемом, и змеями выше дверных проемов слева и справа.

Как лучший пример архитектуры в стиле Пуук экспертами признан Дворец Губернатора, возвышающийся на искусственной платформе. Как полагают ученые, это последнее построенное на участке здание (987 г). У здания типичная для стиля Пуук простая низкая секция и богато украшенная рельефами - верхняя. Среди изображений - змеи, Чаки, геометрические образы, в центре - богоподобная фигура в украшенном перьями головном уборе.

Дом Черепах рядом с Дворцом Губернатора на той же самой платформе, назван так из-за бордюра черепах, вырезанных вокруг карниза. Майя верили, что черепахи страдали так же как и человек во время засухи и вместе с ним обращались с мольбами к Чаку.

Большая Пирамида первоначально, поднимающаяся на девять ступеней, восстановлена частично. На существующую структуру был добавлен другой храм и имели место некоторые разрушения. На фасаде можно увидеть каменную кладку в Пуук стиле.

Другие постройки архитектурного комплекса: Дом голубей, красивый, но, к сожалению, разрушенный. Дом Старухи, той, кто стала приемной матерью карлику. Храм Фаллосов, кладбищенская группа.

Элла Михайленко


2010-08-22

Пирамида Кукулькан в Чичен-Ице (новое чудо света) - Мексика

"Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица". Город был основан, как полагают, в начале VI веке и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X в. судьба некогда гордого и независимого народа майя оказалась в руках воинственных завоевателей из горных районов Центральной Мексики. Этими завоевателями являлись тольтеки. Вторгшись на Юкатан, они воздвигли важнейший центр их культуры – город Тула. Вел этот народ человек по имени Топильцин, личность которого в дальнейшем тесно переплелась с Кетцалькоатлем, одним из богов тольтекской мифологии. Вследствии внутренних распрей, Топильцин-Кетцалькоатль покидает Тулу и со своими приверженцами направляется в Чичен-Ицу, древний город майя, который судя по некоторым данным, до тольтекского вторжения назывался Уусил-Абналь (семь кустов). После окончания военных действий, все значительные архитектурные постройки меняются и постепенно приобретают тольтекские черты. Здания Храма Воинов, Группы Тысячи Колонн, Храма Кукулькана, Цомпантли, Храма Чак-Моола и площадки для игры в мяч — тольтекские по плану, но майянские по технике строительства, так как их сооружали майянские мастера. Это придает городу особые черты, которые не встречаются в ранних тольтекских городах. В X-XII в. Чичен-Ица достигает наибольшего рассвета, когда становится столицей тольтекской империи.

Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Пирамида была построена в период между 900 и 1200 гг. до н.э. и посвящена богу Кецалькоатлю. Майя называли его Кукульканом, что означает "оперённый змей".

Высота пирамиды 25 метров, на ее верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. На сторонах пирамиды - 9 террас, по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир - то место, куда они отправлялись после смерти. К вершине пирамиды ведут четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из которых соответствовал месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Каждая лестница состоит из 91 ступени. Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91 x 4 + 1 = 365 - количество дней в году. Пирамида ориентирована строго по четырем сторонам света.

При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одна и та же. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана. Такое их расположение тоже не случайно.

Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, на пирамиде возникает особый визуальный эффект. На ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды...

17:15 -на баллюстрадах пирамиды начинается игра солнечного света. Появляется изображение, образованное тенью, которая отбрасывается северо-западным углом пирамиды. 17:30 - cемь треугольников света полностью обрисовывают семь изгибов огромной извивающейся змеи. Ее хвост находится на верхней платформе пирамиды, а тело тянется вниз вдоль лестницы, где возле самой земли заканчивается внушительной скульптурой змеиной головы со свирепо разинутой пастью. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты. Священный Пернатый Змей Кукулькан как бы возвращается к жизни.

Другая известная постройка - Храм воинов с его колоннадой. В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно поэтому Храм воинов так и называют. Когда-то колонны поддерживали крышу.

Не осталось ни следа и от крыши над святилищем, которое находится на верхней площадке Храма воинов. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище. Здесь же находится Чак-Мооль, ставший своебразным символом Чичен-Ицы.

Древние строители Чичен-Ица точно выверяли расположение каждого строения в городе, чтобы возникал особый акустический эффект, при котором усиливались даже самые тихие звуки. Экскурсоводы, стоя у пирамиды Кукулькан, с удовольствием демонстрируют изумленным туристам, как звук хлопка в ладоши вызывает многократно усиленное эхо на вершине пирамиды. 

Удивительные акустические свойства имела и площадка для игры в мяч. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой - в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.
Астрономы майя проводили наблюдения за небесными светилами из каменных обсерваторий, которые были во многих городах - Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице... Среди них особо выделяется своими размерами Караколь - обсерватория в городе Чичен-Ица. "Караколь" в переводе с испанского означает "раковина улитки". Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Сохранилась только юго-западная часть купола. Три туннелевидных окна указывают направление на юг, склонение -29° и склонение +29°. Это крайние положения Луны, соответствующие точкам ее восхода зимой и летом. Цикл миграции от одного крайнего положения к другому, и возвращения обратно, составляет 18,61 года. Отмечено также положение Солнца вечером в день равноденствия при склонении 0°. По всей вероятности, в юго-восточной части купола были такие же окна.

Майя знали число лет и суток, которые требуются, чтобы планета Юпитер совершила одно обращение по кругу Зодиака. Они зафиксировали числа для Венеры как для вечерней звезды: 580, 587, 583, 583 и 587 дней, и знали, что эта серия ее пяти появлений повторяется через каждые восемь лет (580 + 587 + 583 + 583 + 587 = 5 * 584 = 8 * 365). Они знали, что Марс становится яркой полуночной звездой каждые 780 дней. Это знание периодов давало власть - власть предсказывать затмения, яркий блеск Венеры, будущие движения планет, а также делало небо и космос не такими пугающими, дарило уверенность в надежности природы, бога.

Все памятники монументальной скульптуры и архитектуры Древней Америки, начиная с ольмеков и вплоть до ацтеков, включая майя, возможно были подчинены одной-единственной цели - передать идею цикличного возрождения душ умерших. Считалось, что умирая, человек отправляется к своим предкам, на далекую прародину, располагавшуюся в пещерах где-то на севере. Пирамиды возникли именно как воспроизведение горы-прародины, что соответствует их расположению на севере Чичен-Ицы. Сразу после смерти покойники отправляются вниз, в пещерную прародину, где проходят очищение. Тело остается на территории живых. Душа, будучи очищенной поднимается наверх и возносится к небу по дороге, роль которой выполняет Млечный Путь. Млечный Путь отождествлялся с божеством Кецалькоатлем (Небесной Рептилией) и почитался в качестве "Творца всего сущего" и потому мог посылать свою часть - звезду - для воспроизводства жизни. Поэтому спускающуюся с неба душу изображали в виде "падающей звезды".

Млечный Путь являлся главным небесным ориентиром для древних индейских мудрецов, формой напоминающий рептилию с разинутой пастью. Он был для майя астрономическим объектом, мерилом времени и пространства, Творцом всего сущего. Примерно в интервале времени с VI по III тысячелетие Млечный Путь пересекался с эклиптикой в точках, которые соответствовали дням равноденствия. Восход солнца отмечался в одном конце Млечного Пути только один раз в год, начинавшийся в весеннее равноденствие. Поэтому Млечный Путь служил точкой отсчета, по которой древние наблюдатели, даже не имея еще разработанного солнечного календаря, отмеряли солнечный год. Именно к этому интервалу времени относят появление календарей в разных культурах. Космос сделал жителям Земли странный, но бесценный подарок, и человечество воспользовалось им - причем на всех континентах.

 


2010-08-26

Тикаль - пирамида майя и стадионы для смертельной игры в мяч - Мексика

Тикаль считается крупнейшим городским центром майя на территории современной Гватемалы. Как и в случае с другими городами майя, существовавшими в I тысячелетии н.э., подлинное название поселения неизвестно, что неудивительно. Еще полтора столетия назад данный архитектурный комплекс был скрыт от глаз любопытных плотным пологом тропического леса. В 1848 г. во время сбора чикле случайно были обнаружены руины древних строений. Но только в конце XIX века началось изучение таинственных развалин. Со слов местных индейцев, исследователи дали архитектурному комплексу романтическое название Тикаль, что значит «Место, где слышны голоса духов». Ученые полагают, что в древности Тикаль назывался «Холмами Ягуара».

К систематическому исследованию данного археологического памятника специалисты приступили в 1956 г. В течение 10 лет исследователи из Музея Пенсильванского Университета (США) реализовывали «Археологический проект Тикаль». Благодаря работе А. В. Киддера, У. Р. Ко, А. М. Тоззера и других специалистов, мировое научное сообщество было ознакомлено с находками, сделанными в древнем городе майя. В древнем городе были обнаружены сотни храмов, дворцы, в том числе пятиэтажный, стелы с рельефами и надписями, алтари, произведения прикладного искусства. До сих пор раскопана лишь центральная часть комплекса, и археологические работы продолжаются.

Сегодня древний город Тикаль является составной частью одного из национальных парков Гватемалы, которые включены в Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, занимающий значительную часть расположенной на севере страны провинции Петен, был создан в 1979 г., но открыт только в 1990 г.

Как выяснили археологи, первые поселения майя возникли в этом районе в VII веке до нашей эры. Спустя тысячелетие, в III веке нашей эры на землях Петена уже существовал довольно большой город, который оказался на несколько веков старше таких известных индейских центров, как Чичен-Ица на полуострове Юкатан или ацтекская столица Теночтитлан. Если судить по календарным датам, высеченным на стелах Тикаля, то город существовал с 292 г. по 889 г. н. э. После того как крупнейшее из поселений майя на севере Гватемалы было покинуто его исконными обитателями, древние постройки на несколько лет занимали какие-то немногочисленные переселенцы. В конце X века жизнь в древнем гватемальском городе по невыясненным причинам окончательно замерла.

В период расцвета, в 600–800 гг., население Тикаля, по мнению ряда ученых, могло составлять от 70 до 100 тыс. человек, хотя встречаются и более сдержанные оценки – 10– 45 тыс. обитателей.

Расхождения в оценке численности населения древнего городского центра отчасти обусловлена ограниченностью данных о хозяйстве аборигенов в I тысячелетии н.э. Для современных земледельцев гватемальская провинция Петен, где находится Тикаль, – неблагоприятный регион. Здесь обширные влажные болотистые низины и труднопроходимые джунгли или, точнее, сельва, как называют тропические леса в Латинской Америке. Поблизости от древнего города нет ни рек, ни озер. В дождливое время года в этом крае выпадает до 1200 мм осадков, тогда как в течение сухого сезона о дожде приходится только мечтать. Ученые выяснили, что климат и природные условия в этой местности сегодня такие же, как и две тысячи лет назад.

Только благодаря многолетним исследованиям в различных областях расселения майя специалистам удалось установить, каким образом в окрестностях Тикаля индейцы добивались высокой урожайности. Привычным для майя подсечно-огневым земледелием заниматься в такой обстановке было невозможно. При помощи воздушного радара с последующей наземной проверкой удалось обнаружить так называемые «приподнятые поля». Они представляли собой искусственно сделанные длинные и узкие земляные гряды, окруженные каналами. В данном регионе система «приподнятых полей» была построена на периодических паводках: разливы рек или переполнение болот водой в сезон дождей. В этот момент обновлялась почва на грядах. По каналам сбрасывалась лишняя вода. На таких полях можно было собирать очень богатый урожай, а каналы облегчали процесс его транспортировки.

Кроме того, каналы в сочетании с болотистыми низинами в окружении тропической растительности создавали благоприятные условия для жизни рыб, моллюсков, водоплавающей птицы, пресмыкающихся, которые пополняли пищевой рацион аборигенов.

Местным жителям удалось решить и проблему питьевой воды. Поскольку около города нет ни рек, ни озер, его жителям пришлось позаботиться о сооружении хранилищ для живительной влаги. По сети каналов, покрытых специальным составом, индейцы собирали дождевую воду в искусно возведенные каменные цистерны, так называемые «агуадвас». В Тикале их найдено три.

Эффективное использование пищевых ресурсов специфической экологической ниши позволило обитателям древнего города возводить великолепные постройки. Нужно оговориться, что Тикаль не был городом в «русском» понимании – само поселение не было огорожено. Линия внешних оборонительных укреплений была обнаружена в 8 км к юго-востоку и 4,5 км к северу от центра города. Стеной, по-видимому, была обнесена вся подвластная владыкам Тикаля территория.

Первоначально археологи обозначали расчищаемые от многовековых напластований творения майя при помощи цифр и букв латинского алфавита. Сейчас у многих строений появились колоритные названия, которые обычно указывают не на предназначение сооружения, а на наиболее известное изображение, так или иначе связанное с данным памятником.

По-видимому, из-за высокой влажности и паводков постройки города были размещены на высоких пирамидальных основаниях или группировались на вершинах искусственных или естественных холмов с крутыми склонами, которые обычно называют акрополями. Важнейшие ансамбли были соединены между собой широкими каменными дорогами-дамбами. Из-за большого числа болотистых низин, оврагов и холмов здесь не могло быть прямых улиц и плотной застройки.

Однако планировку Тикаля в значительной степени определяли не только рельеф местности и природные условия, но и новая модель мира. Она включала и мир живых, и мир мертвых. Мир живых, по представлениям майя, напоминал четырехугольник. По его углам возвышались 4 «мировых дерева». Вероятно, данные представления были связаны с расположением построек: в Тикале они сгруппированы, часто – по 4, вокруг двориков или площадок. Данный принцип организации пространства характерен и для жилой застройки, и для ритуально-административных центров города.

Важнейшие здания города группировались вокруг площадей: Большой, Западной, Восточной и «Семи храмов». Около площадей расположены так называемые «Великие храмы»: Гигантского Ягуара, Масок, Жреца-Ягуара, Двуглавого змея, Прекрасного рельефа, Надписей.

Главные постройки города были сосредоточены вокруг так называемой Большой площади. Сейчас это свободное пространство покрывает травяной газон, а в период расцвета города площадь была покрыта слоем штука особого состава, изготавливаемого из глины. В ходе раскопок удалось обнаружить четыре уровня покрытия, которые датируются 150–700 гг. н.э.

С западной и восточной сторон Большую площадь ограничивают пирамиды, на верхних площадках которых располагаются храмы. В специальных исследованиях эти сооружения обозначены соответственно цифрами I и II, а в рекламных проспектах туристских фирм нередко именуются Храмом Гигантского Ягуара и Храмом Масок.

Размеры пирамид сравнительно невелики – высота составляла соответственно 44 и 38 м. Однако эти строения производят сильное впечатление. Нужно учесть, что угол наклона их боковых граней – около 60 градусов. Подняться на вершину такой пирамиды не легко, еще труднее спуститься с нее: приходится опускать ногу на практически невидимую сверху ступеньку. Кроме того, на вершину ведет единственная лестница без перил.

Предшественниками монументальных святилищ майя были небольшие строения, выполненные из дерева, глины и тростника. Основанием для них служили не могучие пирамиды, а земляные или щебеночные насыпи квадратной, овальной или прямоугольной формы. Постепенно древние строители пришли к мысли покрывать насыпь слоем штука, что придавало ее контурам большую четкость и прочность. Насыпи превратились в стилобаты со сложным профилем и карнизами.

По мнению Г. Ершовой, именно пирамиды являлись воплощением некоей «модели мира», характерной для цивилизации майя. «Концептуально пирамида воплощала гору-прародину далеких предков, которые остались в мифологической пещере… Пирамида заключала в себе и астрономические представления, и частично исторические, и географические». Подтверждением данной мысли может служить, например, такой факт: пирамида имеет 9 ярусов, а по представлениям майя было 9 преисподних.

Храм Гигантского Ягуара был воздвигнут в начале VIII в. Вероятно, здесь совершались важные и для многих загадочные ритуалы. Их таинственность была обусловлена, в частности, тем, что находиться внутри святилища могла лишь небольшая группа людей, так как внутреннее пространство величественных храмов майя крайне невелико. Дело в том, что индейцы владели лишь техникой возведения так называемых ложных сводов. На стены укладывали каменные плиты, одна больше другой, самые верхние из них смыкались. Чтобы с внешней стороны сооружение казалось более высоким и массивным, сверху святилище украшал каменный гребень. Естественно, что выдержать подобное перекрытие могли лишь мощные стены (до 7 м), между которыми оставалось незначительное свободное пространство (до 1 м). Вероятно, зрители наблюдали за обрядами издали, благо следить за ритуальными действиями, разворачивавшимися на вершине пирамиды, можно было из разных точек города.

Вознесенные на пирамиды Большой площади святилища, судя по всему, служили заупокойными царскими храмами. Как показали исследования, первоначально в скальном грунте были высечены гробницы, над устьями которых были возведены пирамиды. Согласно одной из версий, в Храме Гигантского Ягуара был захоронен легендарный правитель Ах Какао. В период правления Ах Какао были перестроены многие из ранее возведенных городских построек. Считается, что под расположенной напротив пирамидой с Храм Масок нашла последнее пристанище супруга легендарного правителя, которая умерла в 703 г.

Наличие гробницы в храме-пирамиде в Тикале не было редкостью. Майя, как и некоторые другие народы Центральной Америки, хоронили наиболее уважаемых людей в таких сооружениях. Гробницы, как правило, соединялись с храмом наверху специальным каналом для души покойного, так называемым психодуком. Некоторые исследователи убеждены, что главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Трудно сказать, какие именно представления побуждали их устраивать гробницы подобным образом. Известно, что индейцы нередко погребали своих родичей под полом тех домов, в которых жили. Может быть, место упокоения знатного лица со временем превратилось в святилище, а усопший стал восприниматься как персонификация какого-либо божества.

Выводы ученых о назначении храмов основаны не только на материалах погребений. Специалисты тщательно реконструировали изображения на гребнях святилищ, на балках-притолоках над дверными проемами и на расположенных неподалеку от храмов стелах. Центральной фигурой или одной из центральных фигур на них был правитель. Суждения исследователей косвенно подтверждаются словами испанских монахов-хронистов. Диего де Ланда, оставивший интереснейшие сведения об индейцах майя XVI века, писал, что они поклонялись своим умершим царям как богам. Сто лет спустя другой летописец Ф. А. Фуэнтес и Гусман отметил, что правителя хоронили с большой торжественностью. «Место его погребения становилось святилищем, поскольку они приписывали его статуе божественные свойства, считая, что…он и после смерти будет заботиться об их процветании».

У подножия пирамид расположены стелы, богато украшенные резьбой. На них изображали правителей в торжественных позах, в пышных одеяниях, с атрибутами, подчеркивавшими их высокий ранг. На самых древних стелах, по свидетельству известного мексиканского археолога А. Руса, в профиль изображалось все тело, позднее только ноги и лицо и, наконец, только лицо. Фигуры обычно сопровождались иероглифическими надписями, в которых, как полагают специалисты, были указаны имя властелина, его титул, дата рождения и важнейшие события его жизни. Рельефы на стелах тематически связаны с изображениями на резных деревянных притолоках соответствующих храмов.

Мир живых, по представлениям майя, располагался на юге. Его участки имели разный «статус». Индейцы выделяли сакральную территорию, где и располагались главные святилища, а рядом с ними возводились постройки для знати. Поскольку в жизни майя в I веке н.э. огромную роль играл культ предков, то элите было выгодно подчеркивать свою родственную связь с обожествленными правителями-предшественниками. Сакрализация власти также нашла отражение в планировке административно-ритуального центра.

С южного края Большой площади Тикаля расположен Центральный акрополь. Акрополями в городах майя называют разнообразные по назначению постройки, составлявшие большие комплексы и размещенные на возвышающихся над поверхностью площадей единых платформах. В Тикале найдено три акрополя – Северный, Центральный и Южный. Обнаруженные на нем постройки, судя по всему, представляли собой дворцовый комплекс. У исследователей нет единого мнения о назначении данных сооружений. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти строения как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.

Наиболее известное из дворцовых строений – Дворец «Великого Когтя Ягуара». Здание построено в 360 году н. э. правителем, имя которого переводится как «Коготь Ягуара». По-видимому, данное сооружение являлось резиденцией для правящей династии («Коготь Ягуара» и его потомки). Дворец был для индейцев настолько священным и важным, что в дальнейшем его никто не решился перестроить.

На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших. Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались «стадионы» для игры в мяч. В Тикале между Центральным акрополем и Храмом Гигантского Ягуара археологи от многовековых наносов расчистили площадка для игры в мяч, как оказалось – одну из нескольких, устроенных в древнем городе. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.

Данная игра была не столько развлечением, сколько ритуальным действом. Ученые полагают, что движение каучукового мяча могло символизировать движение солнца или звезд, а занятые игрой команды таким образом инсценировали борьбу дня и ночи, богов Неба и Подземного мира (Царства смерти). Участники игры поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог его отбить его, причем касаться мяча можно было только бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество, очков, или редкий удалец, сумевший пробросить мяч сквозь установленное вертикально в продольной стене площадки кольцо, отверстие которого незначительно превышало диаметр мяча. Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия.

Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами на так называемом Северном акрополе. Здесь различные сооружения возводились в течение одиннадцати веков. В результате появился сложный комплекс зданий, в котором выделяется 12 храмовых построек, расположенных на разных уровнях, но имеющих в основе одну искусственную платформу. Самые ранние строения появились еще в III веке. Позже по соседству расположилось множество зданий разнообразного назначения. Северный акрополь нередко сравнивают со слоеным пирогом. Правда, у него своеобразная «начинка»: на протяжении 500 лет здесь хоронили правителей города. Перед акрополем вдоль края площади установлено множество стел, напоминающих надгробные плиты.

В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить еще семь административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.), представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими друг напротив друга, но все они значительно меньше комплекса вокруг Большой площади. Возведенные в VIII в. небольшие комплексы отличает одна любопытная особенность. Все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание Катуна – особого 20-летнего периода в жизни майя. Майя использовали двадцатеричную систему вычисления (возможно, основываясь на количестве пальцев на руках и ногах). По-видимому, каждая новая династия возводила собственный комплекс, чтобы поклоняться в нем тому из обожествленных предков, от которого власть перешла к соответствующим правителям.

Среди множества пирамид специалисты выделяют, помимо Храма Гиганского Ягуара и Храма Масок, святилище комплекса «Затерянный мир», пирамиду IV с Храмом Двуглавого Змея и «Храм надписей» (Храм VI). Комплекс «Затерянный мир» – один из наиболее древних в Тикале. Его пирамида, точнее, первый вариант пирамиды, позже достроенный, была возведена еще в VII в. Высота сооружения 32 м, а длина стороны основания 80 м. На вершину пирамиды ведут четыре лестницы. Предположительно, сооружение служило для астрономических наблюдений. Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея – самое высокое сооружение Тикаля (64 м). Храм был построен в середине VIII века неподалеку от так называемого Дворца Летучей Мыши. «Храм надписей» привлекает внимание тем, что на его гребне сохранились следы выполненной в древности надписи.

Кроме того, в Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.

На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы.

На граффити фигурируют боги – покровители правивших в Тикале династий, божества войны и преисподней, а также божественные правители четырехлетнего календарного цикла. Майя считали, что в конце года сменяют друг друга божества-властелины, от которых зависело существование и других богов, и людей. Во многих сценах представлен Бог Ягуар (Предок Ягуар) – древнейший покровитель воинов и владык, по представлениям майя. Исследователи относят его к группе божеств преисподней, куда также попадают другие божества в образе птиц, насекомых, рептилий с чертами монстров. Во главе Царства смерти, как показывает анализ изображений, стоял Владыка черепов. Его запечатлевали в виде скелета с черепом вместо головы.

Среди одиночных персонажей на рисунках выделяются фигуры людей, явно принадлежавших к правящей верхушке. Их нередко изображали в паланкинах или сидящими на циновках. На правителях пышные головные уборы, особые пекторали из бусин. Рядом могли оказаться придворные, в более скромных уборах, сидящие со скрещенными на груди руками (в знак повиновения). Воины Тикаля, на высокий ранг которых указывали плащи из перьев, особые головные уборы и другие «знаки отличия», показаны чаще всего с копьями, дротиками, щитами и ножами в руках. Не стоит удивляться отсутствию у них луков. До Х века майя не владели данным видом оружия. Естественно, среди воинов выделялись полководцы. В сценах отправления посланника к богам изображены жертвы – скорее всего военнопленные. На многих рисунках изображены жрецы, совершавшие различные обряды. Встречаются также фигуры, явно обозначавшие иноплеменников, поскольку у них иные, чем у майя, костюмы и недеформированные головы.

Таким образом, в Тикале достаточно полно были воплощены мировоззренческие представления древних майя и соответствующие им социальное и политическое устройство индейского города-государства. При желании на его примере можно составить красочное, разностороннее, хотя и не всеобъемлющее представление об удивительной цивилизации Древней Америки.


2010-08-29

Пирамиды в Китае

В самом начале XX века два австралийских торговца посетили широкие равнины Сычуань, что в самом центре Китая. Их внимание привлекли совершенно необычные пирамиды. Ничего узнать об этих странных сооружениях не удалось. Не помогли даже расспросы местных жителей о пирамидах. Кто-то говорил, что эти пирамиды привезли с собой инопланетяне, кто-то — что их построили великие маги, а кто-то вообще отмечает, что эти пирамиды старее самого человечества. Сейчас изучением пирамид занимаются многие, но, даже не смотря на это, большинство тайн связанное с китайскими пирамидами так и остается неразгаданным…

Месторасположение:
Пирамиды разбросаны по всем равнинам Сычуань и долине реки Цзя Линь. Посреди сельскохозяйственных полей в Сианьянге находится Долина пирамид с десятками рукотворных насыпей.

Время построения пирамид не известно. Однако немецкий исследователь Хартвиг Хаусдорф отмечал, что однажды он разговаривал с буддистским монахом, и тот рассказал ему, что пирамиды эти упоминаются в чрезвычайно древних записях, хранящихся в его монастыре. Записям около 5 тысяч лет, но и там пирамиды именуются «очень старыми, построенными ещё при древних императорах».

Всего по Китаю на территории в 2000 квадратных километра разбросано более 100 пирамид, причем широкую известность многие из них получили совершенно недавно. Так, например, только в марте 1994 года были открыты 6 пирамид, расположенные в провинции города Сиань. Сейчас эти найденные пирамиды считаются самыми крупными из всех найденных на территории Китая.

Долго китайское правительство было против проведения каких-либо исследований на территории пирамид. В 1912 году двое коммерсантов, Фрэд Мейер Шредер и Оскар Маман, оправились в китайскую провинцию Шэньси, которая издавна славилась своими изделиями из шелка. Путь их лежал через горы Кин Линь Сян, находящиеся в 60 километрах к юго-западу от города Сиань. Неожиданно они увидели перед собой огромную белоснежную пирамиду высотой около 300 метров с широкой платформой на вершине. Рядом находились еще несколько пирамид, но гораздо меньших размеров. «Это зрелище потрясло нас даже больше, чем, если бы мы нашли их в пустыне. Но эти пирамиды находятся на глазах у всего мира, а в западных странах о них ничего не знают», — записали они в своем дневнике в мае 1912 года. Эта запись стала последней строкой в их «путевых записках»… О коммерсантах с тех пор больше никто ничего не слышал, а их дневник в начале 60-х годов ХХ столетия нашел новозеландский летчик, капитан Брюс Л. Кэти, который посвятил всю свою оставшуюся жизнь поисками загадочных пирамид и сведений о них. Ему удалось выяснить, что слухи о колоссальных гробницах китайских императоров существовали на протяжении многих столетий, но никто из исследователей или простых путешественников не смог достичь района мифических построек, так как во все времена Китай сохранял многовековую традицию изоляции и таинственности. Иностранцы всегда с невероятными трудностями добивались проведения археологических исследований на территории Китая. Некоторые районы страны даже для приезжих китайцев были закрыты «по соображениям национальной безопасности». Только в 1994 году удалось получить первое официальное разрешение на въезд ученых на территорию, где находятся пирамиды.

Большой вклад в изучение таинственных пирамид внесли работы немецкого археолога Хартвинга Хаусдорфа. Однако очень долгое время китайские власти не хотели пускать ученого к сооружениям. Впервые в Долину пирамид археолога допустили только в 1997 году. Правда, ему удалось получить разрешение только на то, чтобы только посмотреть сооружения, без каких-либо исследований. Чтобы получить разрешение на проведение более серьезных работ, ему пришлось ждать еще несколько лет.

Совершенно не понятно такое отношение китайских властей. Весь мир узнал о пирамидах только в начале XX века, но, само собой, на территории Китая о пирамидах не могли не знать. В течение долгих столетий пирамиды тщательно маскировались, чтобы их случайно не увидели приезжие — они засыпались землей, засаживались деревьями, даже огораживались заборами. Почему же они так тщательно скрывались? Официально власти объясняют это тем, что пирамиды святы для китайского народа, а вмешательство чужеземцев для них воспринимается как святотатство. Но что-то не похоже, чтобы пирамиды особо почитались.

Даже, наоборот. На сегодняшний день, пирамиды, в своем большинстве, находятся в плачевном состоянии. И дело вовсе не из-за влияния погоды и времени. Большинство из них разграблено и разрушено местными жителями. Строились пирамиды не из камней, а из глины и земли. Одно время пирамиды очень страдали оттого, что местные крестьяне отламывали целые куски этого материала, чтобы потом использовать их в качестве удобрений для земель. Да и само государство в целом не очень было заинтересовано в сохранении реликвии — не выделялось денег ни для их охраны, ни для их восстановления. О древних сооружениях не заботились на протяжении всего времени, пока ими не заинтересовались европейские ученые.

Особенности:
Так же представляют собой китайские пирамиды? Внешне они очень напоминают пирамиды, находящиеся в Центральной Америке. В среднем все пирамиды имеют высоту в 100 метров. Самая маленькая из них — 25 метров, а самая крупная — 300 метров (великая Белая Пирамида).

Есть предположение, что расположение пирамид не случайно, их «расставили» по специальным законам фен-шуй, которым строго следуют в Поднебесной. Пирамиды расположены в соответствии с астрономическими ориентирами и свидетельствуют о невероятно точных знаниях древних в области математики и геометрии. По мнению китайцев, самые важные постройки надо возводить в тех местах, где из земли исходят сразу два начала — мужское и женское («голубой дракон» и «белый тигр»). Возможно, именно по этим принципам строили Китайские пирамиды. Была найдена даже пирамида, которая занимает место ровно в центре древней империи. Стоит только удивиться, как людям тех времен удалось так точно все рассчитать.

Многие пирамиды когда-то были полыми внутри, но так как они сделаны из довольно непрочного материала, то все внутренние помещения были засыпаны. Нет никакой возможности пробраться внутрь, не разрушив всю пирамиду. Только в одну из них ученым удалось попасть. Неподалеку от основания одной из круглых пирамид они открыли засыпанный проход, который завел их в подземный лабиринт. Каменные стены глубинного коридора были настолько отшлифованы, что исследователи даже ни на секунду не сомневались в том, что древние зодчие поработали здесь на славу. И в этом они убедились, попав в скором времени в огромный зал, стены и потолок которого были покрыты непонятными рисунками. Ученых заинтересовали больше всего два из них: на одном была изображена Солнечная Система, а на другом — странная доисторическая охота, в которой принимали участие люди… в одеждах, напоминающие современные скафандры.

Что касается первого рисунка, то древние художники изобразили десять шаров, размещенных на разных расстояниях друг от друга и сгруппированных вокруг единого центра (Солнца?), третий от центра шар (Земля?) и четвертый (Марс?) были соединены между собой линией в виде петли. Сообщение о найденных рисунках было настолько удивительным, что… китайские власти тут же написали опровержение, а в провинции Шэньси начались озеленительные работы: на пирамидах были высажены быстрорастущие кустарники и деревья, чтобы придать постройкам вид естественных гор, поросших лесом.… Экспедиция внутрь круглой пирамиды оказалась первой и последней, так как после нее никому из ученых не удалось получить разрешение на проведения работ в этом сооружении.

Тайны:
Все пирамиды представляют собой сплошную загадку. Основной вопрос — каково назначение этих строений? Возможно, эти тайны так и останутся неразгаданными. Во-первых, потому, что очень мало древних источников, в которых хоть что-то говорится о Китайских пирамидах. Во-вторых, проводится очень мало исследований. Китайская наука с пирамидами не работает, ученых из других стран пускают с большой неохотой. Некоторые считают, что китайские ученые боятся вторгаться внутрь пирамид, опасаясь найти там документы, которые перевернут все наши представления о жизни на Земле.

В одном из буддистских храмов были обнаружены свитки 5000-летней давности с информацией о том, что авторами грандиозного проекта были представители внеземных цивилизаций, именуемые Сынами Неба. Однако ученые отказываются серьезно воспринимать информацию из этих древних источников. Большинство все-таки склоняются к теории, которая говорит о том, что пирамиды служат для захоронений в них императоров, то есть в этом они становятся схожими с египетскими гробницами. Существует также предположение, что пирамиды не имели никакой практической ценности, и служили исключительно для религиозных ритуалов.


2010-09-04

Куйкулько: самая старая пирамида на Земле? - Мексика

В пригороде Мехико стоит круглая пирамида, частично покрытая лавой из вулкана Хитле (Xitle). Пирамида Куйкулко (Cuicuilco) возвышается не более чем на 18 метров, хотя и достигает 120 метров в диаметре. Впервые пирамида раскопана мексиканским археологом Мануэлем Гамио (Manuel Gamio) в 1917 году, а ее оригинальная высота, по оценкам, была 27 метров. Гамио обнаружил четыре галереи и центральную лестницу, которая вела на вершину. Весь участок датировался первым столетием нашей эры, и как полагают, это была самая старая пирамидальная структура Нового Света – предшественница Теотиуакана к северу от Мехико. Куйкулко возможно также был самым старым городом в долине Мехико, примерным современником цивилизации ольмеков с побережья Мексиканского залива. Уже это делает его важным пунктом.

Однако это не истинная пирамида, скорее это усеченная коническая насыпь с ядром из глины и щебня, вперемешку с речной галькой и кусками базальта. 

Согласно переводу с древнего языка науатль, Куйкулько может интерпретироваться как "место прошения" или "место радуги". Куйкулько развивался из деревня, созданной вокруг церемониального центра с пирамидой. Население города в пору расцвета по оценкам достигало 20000 человек.

Как упоминалось, Куйкулько признан центром старейшей из известных цивилизаций центральной Месоамерики. Его основали сельские жители, развившие сложную религиозную практику, включавшую создание каменных и керамических поделок в  погребальных целях. Город обладал самой ранней в области гидравлической системой, а стела в основании пирамиды демонстрирует рисунки, связанные с сельскохозяйственным циклом.

Хотя город и признан как "самый старый", центральным вопросом остается "какого он все-таки возраста"? Журнал "National Geographic" обсуждал Куйкулько в 1923 г. (№ 44). В 1922 г. Байрон Каммингс (Byron Cummings) из Университета Аризоны заинтересовался структурой, узнав, что геолог Джордж Э. Хайд (George E. Hyde) оценил возраст потока лавы в 7000 лет. Это привело к очевидному противоречию: как пирамиде могло быть 5000 лет, ведь тогда получается, что она моложе лавы, ее покрывающей?

Каммингс решил подтвердить или опровергнуть эти заявления и обнаружил 18 футов отложений и пепла между основанием слоя лавы и тротуаром, окружающим храмовую  пирамиду. Он заявил, что 8500 лет - тот период, за который могли накопиться эти отложения. Если так, то это сделало бы Кукулько самым старым зданием в Мексике, и самой старой пирамидой в мире. Но проблема была в том, что извержение вулкана никогда не датировалось около 6050 г. до н.э., как полагалось оно произошло после 450 г. до н.э. Ясно, что кто-то ошибался, и очевидно, что этим человеком был Каммингс. Удивительно, что его заключения сразу не подверглись нападкам со стороны ученых.

Каммингс работал до изобретения радиоуглеродной датировки, и, следовательно, он не мог оценить возраст отложений. Фактически, в своих фантазиях он предложил временной диапазон от 8500 до 30000 лет.

С изобретением радиоуглеродной датировки отложения отнесли ко времени около 250 г. до н.э. Было доказано, что наблюдения Каммингса ошибочны. Сначала анализ глиняной посуды из насыпей, связанных с пирамидой, и найденной захороненной ниже потоков лавы Хитле, назначил дату начала строительства "пирамиды" между 800 и 600 гг. до н.э.; это время было все еще старше чем принято, но по крайней мере находилось вне периода Каммингса.

Немного альтернативных исследователей приняли во внимание результаты радиоуглеродной датировки. Этот список включает Грэма Хэнкока (Graham Hancock) и Чарльза Хэпгуда (Charles Hapgood), которые защищали древность пирамиды. Однако в 1966 году даже Хэпгуд признал, что потокам лавы было приблизительно 2000 лет: "Каммингс оценивал время, требующееся для накопления восемнадцати футов осадков между нижней стороной лавового потока и тротуаром храма. Сначала он оценил возраст лавы в 2000 лет, и здесь он был очень близок к истине. Тогда была измерена толщина отложений, накопленных на вершине лавы уже после ее формирования, и эта оценка использовалась для анализа время накопления отложений под лавой. Каммингс пришел к выводу: 6500 лет для 18 футов отложений".

Однако Хэпгуда можно простить за то, что он не принял во внимание результаты первой радиоуглеродной датировки, сделанной в 1963 году. Сегодня иногда продолжают спорить над возрастом пирамиды, несмотря на второй этап радиоуглеродной датировки 1994 года, которая подтвердила общепринятую дату.

Наука дала ответы. Хотя дата Куйкулько была более-менее установлена, это был всего лишь один эпизод в длинном списке аномалий этой пирамиды. Испанский врач Эрнандес, посланный в Мексику по приказу короля Филиппа II, посетил Куйкулько и написал своему монарху о находке костей больших животных, наряду с "человеческими" останками свыше пяти метров высотой. Местные жители верили, что загадочная структура Куйкулько была построена гигантами. Принимая во внимание, что кости этих гигантов видимо утеряны, животные эти, как теперь полагают, могли быть токсодоном и титанофером.

Кроме того, в то время как Каммингс осуществлял свои раскопки в начале 1920-х годов, одну ночь участок освещался неопознанным светом, который парил над руинами, прежде чем умчаться прочь.

Археологическое свидетельства показали, что город был оставлен приблизительно в 150-200 гг. нашей эры, после извержения Хитле. Глиняная посуда и другие артефакты предполагают, что беглецы от вулканического бедствия мигрировали на север и стали частью общности Теотиуакан, около северного берега озера Техкоко (Texcoco). Именно здесь пирамиды Мексики получили свое должное воплощение, способное конкурировать с комплексом пирамид Гизы.

Но несмотря на уход к северу, кажется никто не забыл о Куйкулько. Он стал центром паломничества для беженцев и их потомков, которые приезжали увидеть город, разрушенный вулканом. Для них участок служил подтверждением их "верований": статуэтки и стелы из Куйкулько указывают, что жители поклонялись богу огня Хухутеотлю. Это неудивительно, так как вулкан Хитле вероятно иногда проявлял активность грохотом и дымом и во время активной жизни в Куйкулько, а в конечном счете разрушил город.

Хухутеотля (что означает "Старый Бог") также иногда называют Уутеотль (Ueueteotl). Хотя известен он главным образом в долине вокруг Мехико, изображения Хухутеотля были найдены и на других археологических участках Месоамерики: в районе Мексиканского залива в западной Мексике, на участках протоклассической эры в горах Гватемалы (Каминальюу, Kaminaljuyú) и в постклассических поселениях на полуострове Юкатан.

Рис. слева - Хухутеотль.

Хухутеотль часто отождествляется с Хитечутли (Xiuhtecuhtli). Однако Хухутеотль в основном изображается как старик, тогда как Хитечутли намного моложе и энергичнее, он явно покровительствует юным воинами. Следовательно, Хуехуетеотл часто видится как “старый бог”. Очевидно Хухутеотль символизировал правителя предыдущего поколения, а Хутечутли - "ожившую" правящую власть, подобного древнеегипетскому тандему — Осирису и Гору.

В конце 52-летнего цикла боги, как думали, собирались закончить свое соглашение с человечеством. В честь Хитечутли приносили жертвоприношения: после вырезания сердец сжигали людей — таким образом стремились сохранить покровительство этого бога. В "Новой Эре пирамид" этот цикл и празднества входили в Новую церемонию Огня, которую новое исследование связывает с комплексом пирамид Теотиуакана. Новый Огонь сменял Старый Огонь; на земле гасились все огни (костры) и зажигались новые, тем самым подчеркивалось начало новой эры. В то же самое время правитель был обязан выполнить определенные ритуалы, приводящие к сопоставлению богов старого и нового пантеона.

Принимая во внимание, что основной центр очевидно помещался в "Новый Огонь", вероятно существовала также и священная зона для "Старого Огня", связанная со "Старым Богом", и этим местом возможно был Куйкулько. Таким образом мифология и археология соединились.


2010-09-04

Луганские пирамиды - Украина

На Украине под Луганском возле села Степановка школьники из кружка любителей археологии обнаружили следы древних построек. Затем сюда приехали специалисты Киевского НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры и туризма Украины. Они-то и нашли под землей рукотворную пирамидальную кладку. Ученые раскопали вершины двух пирамид. По словам Клочко, доктора исторических наук, заместителя директора НИИ, эта находка уникальна. Как показало исследование радиоуглеродным методом, возраст открытых пирамид составляет около 5 тысяч лет. Это может означать, что на территории современной Украины некогда существовала очень могучая, технически развитая цивилизация. По словам археологов, эти пирамиды были частью древнего архитектурного ансамбля, общая площадь которого составляла полтора квадратных километра.

Сейчас раскопки пирамид продолжаются, находка постепенно превращается в музей под открытым небом. В отличие от курганов, пирамиды не разрушаются и не боятся вандалов. Археологи подсчитали: чтобы полностью расчистить сооружения от земли, им потребуется несколько десятилетий.

Украине последнее время очень везет на уникальные открытия. Несколько лет назад кандидат технических наук Виталий Гох заявил, что обнаружил на Крымском полуострове 37 подземных пирамид высотой около 50 метров. По его словам, пирамиды под землей он нашел при помощи собственноручно созданного прибора, который якобы показал не только существование подземных пустот, но и их очертания. По предположению первооткрывателя, Крымские пирамиды должны были вбирать энергию ядра земли и направлять ее в определенные точки.


 [1-10]  [11-12] 

открыть правое меню открыть левое меню
Мысли мудрых на сегодня
Сущность видимого заключается в том, чтобы служить его цели. Классическая йога

Вся мудрость на сегодня, 2018-08-17.

Блоги пользователей

Послания Человечеству (Александр Михалькевич)

Поиск Единой Реальности (Александр Михалькевич)

Как повысить духовность? (Людмила Михалькевич)

Шарведы или славянские корни богов. (Александр Михалькевич)

Изучая Веды, познаем Бога (Людмила Михалькевич)

Притчи (Людмила Михалькевич)

Что делать, чтобы не болеть (Людмила Михалькевич)

 [1-10]  [11-20]  [21-30]  ...  [51-51]